СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Общепризнано, что одним из неотъемлемых элементов организации предпринимательской деятельности является культура предпринимательства. Что же она представляет как экономическая категория и атрибут деловой активности? 

Вопрос о предпринимательской культуре затрагивает много аспектов экономической, хозяйственной деятельности людей, которые определяется не только их участием в процессах материального производства, конкретными потребностями и путями их достижения, престижным имущественным статусом. Но важными всегда были и социальный статус человека, его место и роль в общественной жизни, отношения с другими людьми (и не только с деловыми партнерами), понятиями добра и зла, другими жизненными представлениями о духовных и моральных ценностях предназначения своей профессиональной деятельности. 

Понятие культуры многогранно и исследуется представителями разных наук с различных позиций. По мнению авторитетных специалистов, существует более ста определений культуры, которые раскрывают разные стороны этого понятия с позиций разных познавательных задач. Феномен культуры проявляется в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и, прежде всего в экономической деятельности людей. И мы и пытаемся рассмотреть отношения культуры через призму основной сферы жизнедеятельности людей - их хозяйственной, экономической деятельности. 

Культура предпринимательства основывается на общих понятиях культуры в целом и неразрывно с ней связана. 

В общечеловеческом понимании культура - это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. И в предпринимательской деятельности можно проявить многие человеческие качества в полной мере, раскрыть свои способности, самореализоваться, испытывать удовлетворение от своей деятельности. Культура предпринимательства является частью хозяйственной культуры, которая определяется характером и динамикой материального производства. В то же время она сама определяет его и задает векторы развития. 

Культура предпринимательства представляет определенную, сложившуюся совокупность принципов, методов и приемов осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами, обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса. 

К важнейшим элементам предпринимательской культуры следует отнести, во-первых, экономическую свободу реализации деловой активности гражданами или их объединениями. Однако свобода не означает вседозволенности для отдельных предпринимателей в ущерб другим субъектам рыночной экономики и общества в целом. И государство устанавливает определенные преграды, законные рамки для ограничения своеволия через различные меры и формы ответственности за нарушения предпринимателями правовых норм регулирования коммерческой деятельности. Следовательно, вторым базовым элементом культуры предпринимательства вполне логично является законность осуществления предпринимательской деятельности всеми ее субъектами. В том числе в этом заинтересованы не только сами предприниматели, но и граждане страны, получающие качественную продукцию по приемлемым ценам с реализацией реального права выбора нужного и приемлемого по всем параметрам производителя. 

Следующим важным элементом является строгое выполнение обязательств и обязанностей. Оно вытекает из правовых норм и актов, договорных отношений и совершаемых законных (легитимных) сделок, обычаев делового оборота. Конкретное проявление этих отношений проявляется в нанесении не только имущественного и морального вреда (ущерба) деловым партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. В продолжение приведенного тезиса можно утверждать, что предприниматель должен не только профессионально, но и честно вести свое дело, добропорядочно относиться к людям: потребителям, партнерам, государству. 

Важными элементами предпринимательской культуры также являются соблюдение общих этических норм поведения (профессиональная этика, моральные и нравственные устои и ценности, степень притязаний и др.), имидж предпринимателя (фирмы), деловой этикет и правила делового общения (культура делового общения). На некоторых моментах этих проявлений культуры предпринимательства мы остановимся позже в рамках этой темы.