ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ

Классификация видов конкурентной борьбы зависит от количества производителей и их доли влияния, объема продаж или покупок на рынке, соответственно различают совершенную (свободную, чистую) и несовершенную (монополистическую) конкуренцию. Совершенная конкуренция предшествовала несовершенной, поэтому дадим ее краткую характеристику. В известном смысле сами эти понятия - научные абстракции и в настоящее время проявления и элементы совершенной конкуренции, в том числе внутри- и межотраслевой, можно повсеместно встретить в экономике начала XXI в. 

Совершенная конкуренция характеризует такое состояние ситуации на рынке, когда влияние каждого участника экономического процесса чрезвычайно мало. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: 
- наличие большого количества продавцов и покупателей, абсолютно свободный доступ на рынок и выход из него; 
- товар однороден у всех производителей. Отсутствуют торговые марки и другие индивидуальные характеристики качества товара; 
- покупатель вправе выбрать любого продавца, исключены все формы дискриминации потребителей; 
- отсутствие возможности у покупателей и продавцов влиять на цены, потому как их количество велико, а доля влияния каждого в отдельности на спрос и предложение ничтожна; 
- абсолютная мобильность производственных ресурсов. Каждый участник конкуренции вкладывает свои средства с целью получения дохода и может на это рассчитывать только в том случае, если при перемещении его капитала происходит расширение производства и продаж. Для этого привлекаются дополнительные ресурсы, осваиваются передовые технологии и т. д.; 
- полное знание предпринимателями состояния рынка о предложении и спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Роль маркетинговых исследований, политики цен, рекламы, стимулирования сбыта и прочих мероприятий минимальна. 

Рынок несовершенной конкуренции предполагает функционирование одной или нескольких крупных предпринимательских структур, занимающих доминирующее положение и контролирующих рынок какого-либо товара. Определяющим признаком при этом являются не размеры предприятия, а его доля в общем объеме рынка. Возникла из совершенной конкуренции как его антипод. Различают несколько моделей несовершенной (монополистической) конкуренции. 

Чистая (абсолютная) монополия. Монополия - это исключительное право на осуществление какой-либо деятельности. В таком понимании монополия как экономическое явление была известна давно, и существовала еще в древнем мире. И была, скорее, явлением исключительным. Появление же предприятий-монополистов явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства, за счет дополнительно привлекаемого капитала) и его централизации (слияния мелких и средних предприятий в одно крупное) как фактор усиления конкурентной борьбы. В конце XIX в. повсеместно возникают и утверждаются в разных отраслях экономики устойчивые формы монополистических объединений - ринги, пулы, картели, синдикаты, тресты. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и немонополиями (аутсайдерами), а также внутри монополий. 
Чистую монополию характеризуют следующие признаки: 
- единственный продавец продукта или услуги - монополист; 
- реализуемый продукт уникален, нет его хороших или близких заменителей. Поэтому покупатель вынужден платить установленную цену или отказаться от покупки. Ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей, принципиально новых продуктов или эксклюзивной продукции; 
- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж. Иначе можно сказать, что монополист обладает реальной рыночной властью; 
- монополистом устанавливаются трудно преодолимые барьеры для потенциальных конкурентов как естественного, так и искусственного происхождения. 
В первом случае речь идет об естественных монополиях. Это предприятия, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, например), а также предприятия общественного пользования (электро- и водоснабжения, линии связи и пр.). Естественной государственной монополией традиционно являются, например, организация и регулирование денег в стране, закупка продукции военного назначения и другие изделия и услуги стратегического назначения. 

К искусственным барьерам относятся юридические ограничения в форме: 
- Лицензии. Это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности, на ввоз и вывоз товаров, разрешение на пользование патентами. 
- Авторского права. Оно законодательно контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, научные публикации, музыкальные произведения, компьютерные программы и т. д.). Действительно при жизни автора и еще 50 лет после по смерти в интересах его наследников. 
- Товарных знаков. Это специальные символы, позволяющие узнавать (“идентифицировать”) товар, услугу или фирму. Конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, бренды и логотипы, подделывать их или применять похожие, вводящие потребителя в заблуждение. 
- Патентов. Патент - свидетельство, удостоверяющие исключительные права автора на распоряжение созданным им благом, технологией, конструкцией и т. п. Владелец патента вправе его продать или уступить. 

Отметим также, что в настоящее время монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет скорее экономическую абстракцию, поскольку всегда на рынке присутствует скрытая конкуренция заменителей. Она дополняется потенциальной конкуренцией со стороны других отечественных или иностранных производителей, которые не оставляют без внимания прибыльную нишу рынка или производства (уникального, редкого) товара или услуги, имеющего временный характер. Монополия такого рода исчезает по мере распространения и коммерческого освоения, например, результатов научных исследований и технологических разработок. 

Монополистическая конкуренция представляет такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое количество производителей предлагает похожую, но не идентичную с точки зрения потребителей продукцию. Если в условиях чистой конкуренции фирмы производят однородную или стандартизированную продукцию, то при монополистической - дифференцированную. Каждая фирма продает особый тип товара, отличающийся качеством, дизайном, удобством обслуживания, сроком службы. Следовательно, фирмы вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько через всемерную дифференциацию продукции и услуг. Еще одна важная характеристика этой модели - относительная легкость вступления в рынок. Производители, работающие на таком рынке, обычно являются не крупными предпринимателями. Поэтому им требуется для становления сравнительно небольшой первоначальный капитал. 

Олигополия. Главная особенность этой модели несовершенной конкуренции - небольшое количество ее участников (до десяти). Эти фирмы контролируют большой сегмент (около 20-40%) определенного рынка товаров или услуг. Проникновение новых фирм на этот рынок весьма затруднено. Олигополии могут производить как однородную, так и дифференцированную продукцию. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов (энергоносителей, сталь, цемент), дифференциация - на рынках потребительских товаров (аудио- и видеотехника, автомобили, бытовая техника и т. д.). 

Немногочисленность крупных фирм способствует монополистическим соглашениям между собой. Они договариваются (гласно и негласно) о разделе рынка, по установлению цен или по другим способам ограничения конкуренции между собой. На олигополистическом рынке цены меняются не столь часто. Распространено так называемое лидерство в ценах - когда одна из ведущих фирм устанавливает цену, а остальные олигополисты ориентируются на нее.