ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Под региональным уровнем правового регулирования предпринимательской деятельности мы понимаем, прежде всего, уровень нормотворчества и реализации права субъектов РФ.

Необходимость регулирования на региональном уровне вызвана рядом обстоятельств. Во-первых, как с точки зрения экономики, так и с точки зрения права (например, для эффективности права реализации) необходимо учитывать местные условия - природные (наличие полезных ископаемых, условия для проложения транспортных коммуникаций, климатические условия), социальные (трудовые ресурсы, их квалификация, общий уровень жизни), экономическое развитие территории, удаленность от регионов - экономических партнеров и т. д. Во-вторых, сама федеративная модель построения государства предполагает наличие определенных прав по регламентации экономических отношений субъектами Федерации. 

Нужно подчеркнуть, что не всегда регулирование предпринимательской деятельности в регионах связано с применением норм субъектов РФ. Многие нормы могут издаваться и федеральными органами. Кроме того, ряд территорий со спецификой правового регулирования не представляет собой субъекта РФ, например, районы Севера. Чаще всего правовой статус подобных территорий определяется нормативно-правовыми актами федерального уровня. 

Как уже было отмечено, гражданское законодательство и установление правовых основ единого рынка отнесены федеральному ведению. 

Статья 72 Конституции РФ устанавливает, что в совместном ведении РФ и ее субъектов в экономической сфере находятся: 
• вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсам; 
• разграничение государственной собственности; 
• установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; 
• административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; 
• координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. 

Статья 132 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. 

Преимущественно, правовое положение местных органов власти устанавливается федеральным законодательствам. Органы местного самоуправления не осуществляют правового регулирования предпринимательской деятельности. Их правомочия в основном сводятся к управлению муниципальным имуществом.